Европа XI века начала расширять владения, что подтолкнуло к завоеванию мусульманских областей Испании, а затем и мусульманского Восточного Средиземноморья. Именно там лежала почитаемая христианами Святая земля, где проповедовал и был распят Иисус. Уходя в священныпоход, рыцари нашивали на одежду крест, символизирующий их священную миссию, что и определило их название – крестоносцы.
Одной из причин первого поход, инициированного папой Григорием VII, стал призыв императора Византии Алексея I о помощи. Государство Византия являлась оплотом христианства и после утраты большей части Малой Азии в борьбе против ислама, вынуждена была обратиться за помощью в войне против турков-сельджуков. В 1095 году папа Урбан II в Клермонте объявил, что крестоносцам, совершившим убийство, грабеж, захватившим чужую территорию будет дарована индульгенция – отпущение грехов, так как все делается во славу христианства в борьбе с неверными. В это же время Петр Пустынник вел свои неистовые проповеди с призывом освобождения Святой земли. Все это оказало свое действие: в Италии, Германии, Франции снаряжались походы, тысячи людей стихийно объединялись в отряды и шли вперед, грабя по пути, убивая, насилуя. Когда крестоносцы достигли стен Византии, встревоженный Алексей отправил их в Малую Азию, где первая волна крестоносцев пала от турок.
Через столетие начался еще один виток массовой истерии - в Крестовый поход отправились юные проповедники, но никто из детей до Святой земли так и не добрался.
Только когда крестоносцы объединились под началом знатных, но, в-основном, безземельных рыцарей, им удалось добраться до Константинополя. В это время в рядах сельджуков не было былого единства и крестоносцам удалось захватить Антиохию, а затем и Иерусалим. Некоторые из участников похода вернулись домой, остальные образовали государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесса, княжество Антиохия и графство Триполи.
После того, как в 1291 году мусульманам удалось взять Акру, франки покинули Малую Азию, и Крестовых походов больше не было. Но само название - Крестовый поход – использовали в военных целях, проводимых с благословения церкви.
В 1440 году правителем ацтеков стал Монтесума I, прозванный Гневным. Несмотря, что он не так известен в истории, его внук Монтесума II, в период своего правления он построил множество пирамид и храмов в Теночтитлане, ввел новые религиозные законы и обряды, был удачлив в военных походах и владения ацтеков во время его правления простирались до Мексиканского залива.
Во времена правления Монтесумы распространение получили человеческие жертвоприношения, основанные на поединках между пленными противниками. Причем, если пленниками проявлялась упорство и смелость, ацтек, взявший их в плен, получал подарки от жрецов. В этот кровавый и дикий обряд Монтесума ввел политические мотив – им приглашались на такие бои вожди непокоренных ацтеками племен и как метод психологического воздействия, гости становились свидетелями массовой казни.
За годы пребывания Монтесумы I у власти не раз возникали стихийные бедствия. Саранчой был уничтожен почти весь урожай в долине в 1446г., через три года на столицу Теночтитлан обрушилось наводнение, неурожай, вызванный заморозками и засухой, привел к страшному голоду. Это объяснилось недовольством богов, и число человеческих жертв увеличилось.
Но сам Монтесума I, похоже, тяготился властью. «Правители многих народов едят хлеб скорби» - эти слова Монтесумы хранят ацтекские записи, и своих детей он бы предпочел видеть не на троне, а ремесленниками. Но только через пятьдесят лет во время правления его внука Монтесумы II, династия Монтесумы I закончила свое существование, как, впрочем, и сама империя ацтеков.